Автоматический завод (также называемый автоподзаводом) использует физическое движение маятника часов (обычно вращение), чтобы повернуть барабан и завести заводную пружину. Такой завод отличается от традиционного ручного взвода, также называемым «ручным» или «бесключевой».
Итак, при этом типе завода вращающийся сегмент механизма (ротор, маятник), который перемещаясь вызывает автоподзавод механизма. Общепринятым принципом конструкции является центральный ротор, хотя в некоторых механизмах используется микроротор. Существуют однонаправленные и двунаправленные механизмы намотки.
История автоподзавода на наручных часах
Авраам-Луи Перреле считается изобретателем автоматического завода карманных часов. В 1920-х годах, когда наручные часы еще готовились к своему триумфу, англичанин Джон Харвуд применил эту концепцию автоматического завода к наручным часам. Наручные часы условно заточены под автоматический завод, потому что в них есть движения руки, которые обеспечивают необходимое количество кинетической энергии, в отличие от статичных карманных часов.
Концепция автоматических наручных часов пришла на массовый рынок в то время, когда компания Rolex представила свой «вечный» завод в 1931 году, что сделало ненужным ручной завод. В течение следующих 40 лет почти каждый производитель часов представил свой собственный механизм автоматического завода, и сегодня это доминирующая система в механических часах.
Альберт Пеллатон разработал еще одну систему автоматического завода, подал заявку на патент в 1946 году и окончательно получил его в 1950 году, с так называемым заводом Пеллатона. Еще одним вариантом автоматического завода был автомат «Pump-Action» фирмы Wyler.
До того, как часы с автоподзаводом стали носить в космосе, велась короткая дискуссия о том, будет ли из-за отсутствия гравитации достаточно кинетической энергии для работы механизма. Первые часы в космосе, Omega Speedmaster Professional («Лунные часы»), также имели ручной завод. Наконец, официальный хронограф Fortis Official Cosmonauts Chronograph, который российские космонавты носили в космосе, без сомнения доказал, что обычных повседневных движений тела было достаточно для обеспечения необходимой энергии, даже без силы гравитации.
Многие ранние системы автоматического завода не вращались свободно на 360 градусов. Вместо этого грузовой сегмент поворачивался на ограниченный угол, прежде чем достигал ограничителя. Эти так называемые «бамперные» или «молотковые» системы намотки были функциональными, но создавали странное ощущение на запястье. Хотя они широко производились в 1950-х годах, они быстро вышли из моды и были заменены механизмами со свободным вращением после истечения срока действия патентов. К концу 1960-х автоматические бамперы больше не производились.
Одно- и двунаправленный автоподзавод
В 1942 году производитель механизмов ebauche Felsa представил первую систему двунаправленного завода Bidynator. Eterna устранила различные проблемы в подшипнике ротора, используя миниатюрный шарикоподшипник с 1948 года, и вскоре после этого внедрила двунаправленный завод с редуктором. Компания Seiko разработала совершенно другой метод двунаправленной намотки, представив свою систему Magic Lever в 1959 году.
Сегодня большинство автоматических часов имеют двунаправленный завод, хотя однонаправленный завод все еще довольно распространен. Текущая тенденция - возврат к однонаправленной обмотке, ссылаясь на повышение эффективности и надежности. Из них большинство механизмов заводятся по часовой стрелке, а меньшая часть против часовой стрелки.
Автоматический хронограф
На протяжении 1960-х годов развернулась конкуренция за создание первого автоматического механического хронографа. Модель El Primero от Zenith / Movado (с центральным ротором ) была первой на рынке в 1969 году, а всего через 60 дней за ней последовал микроротор Chronomatic от Breitling / Heuer ( Calibre 11). Seiko также представила свой автоматический хронограф 6139 в 1969 году, а Lemania 5100 и популярные Valjoux 7750 последовали за ними в 1973 и 1974 годах соответственно. Сегодня на рынке представлено множество автоматических хронографов.
Многие автоматические механизмы также могут быть с ручным заводом. Однако ведутся споры о том, может ли это повредить механизм с автоподзаводом, следует ли избегать определенных движений и ускорений. Речь идет в том числе и о популярном ETA 2824-2.
Автоматический механизм Zenith El Primero с центральным ротором
Наиболее распространенная технология автоматического завода размещает весовой сегмент на оси, расположенной в центре механизма. Затем сегмент вращается вокруг внешнего края механизма. Обычно для этого требуется зазор вокруг верхней части механизма для свободно вращающегося сегмента, хотя также возможен автоматический бампер с центральным ротором.
Центральные роторы создавали проблемы для часов с будильником, таких как Jaeger-LeCoultre Memovox. В первых моделях используется бампер, через который проходил молоток будильника, хотя в более поздних моделях центральный молоток используется внутри более широкой, чем обычно, оси ротора.
Некоторые производители (в частности, Citizen и Patek Philippe ) выпускают зубчатые периферийные заводные механизмы. У них нет центрального шарнира, но весовой сегмент установлен на кольце, которое вращается снаружи механизма. Они оказались проблематичными, и от них отказались в пользу конструкций с центральным или микроротором.
Механизм Universal 100 с микроротором © Universal
Хотя в большинстве механизмов с автоматическим заводом используется сегмент по всему радиусу механизма, в некоторых используется ротор меньшего размера или «микроротор». Эта концепция использовалась с момента изобретения автоматического завода и до сих пор используется ограниченно. Микророторы часто используются в сверхтонких механизмах или там, где полный ротор мешал бы усложнениям.