Наименование нашей статьи словно вызов. Действительно, в интернете можно найти множество материалов, сомнительных форумов и компетентных мнений. Да и просто самобытных людей, которые готовы не жалея своей слюны разбрызгивать ею налево и направо, а иногда и в лицо, чтобы доказать как «звучат провода» или обратное...
Что же, попробуем разобраться в этом вопросе, приведя в качестве доказательства всем известные факты и некоторые метафизические выводы, это уже после фактов. Когда факты у нас закончатся, а выводы само собой делать все же придется. Начнем.
Что такое провода или как представить их электрическую схему
Так вот, мы понимаем, что не все участвующие в обсуждении или читающие эту статью имеют техническое образование, тем более связанное с электроникой, электрикой, хорошим знанием физики. Ну, а уж про высшее образование мы и вовсе умолчим. Это собственно говоря в нашем случае и ни к чему!
Для того чтобы все же общаться наравне, то есть понимать как провода могут влиять на прохождение сигнала, именно так мы называем НЧ волны, а у обывателя звук, все же придется постичь некоторые азы. Ведь в противном случае это так и останется все та же несостоятельная демагогия, которой далее окриков не пойдет.
Первое и совсем не важное...
Провод обладает активным сопротивлением, измеряемым в Омах. Именно об этом сопротивлении помнят все и всегда, когда ссылаются на расчет проводника. Однако это наименее значительный из показателей, который влияет на звук, так как по сути, активное сопротивление никак не влияет на частотную характеристику звуковых пропускаемых волн, а лишь ослабляет уровень сигнала. Это проблема уже более относится к согласованию блоков звуковоспроизводящей аппаратуры, чтобы сигнал у выходного блока был должного уровня, а чувствительность у принимающего блока обеспечивала номинальные показатели.
Продолжая размышлять...
Наиболее интересными в нашем случае будут емкостные и индуктивные показатели провода. По сути проводник можно представить как сборку индуктивностей и емкостей в «одном флаконе». Чем длиннее провод, тем будет больше его индуктивность, которая будет нарастать, если так можно сказать вдоль длины каждого из проводников в кабеле. А вот емкостный показатель, будет образован совокупностью двух проводников разом, то есть емкость будет измеряться между двумя проводниками. Отсюда и можно зарисовать следующую схему.
В ней индуктивность нарастет с каждым из проводников вместе взятых, а индуктивность для каждого в отдельности. Еще раз взгляните на картинку. Конечно, в нашей жизни вы не увидите таких радиоэлементов, которые мы в качестве эквивалента применили для описания схемы проводника, по сути вам необходимо это представить все самим. И провести некую аналогию между теорией на бумаге, в данном случае на экране монитора и тем, что в нашей жизни это всего лишь «какой-то» кабель. Но именно так эквивалентно можно и нужно представить провода, который передают, в том числе и наш сигнал от одного блока к другому.
Дальше по сути нам и придется понять природу проявления индуктивности и емкости в проводе, чтобы попытаться представить, как же производитель может избавить искушенного меломана от этих нежелательных для звука составляющих.
И начнем мы с геометрических форм кабеля. Ведь такие формы играют не последнюю роль во всем этом.
Виды кабелей по форме и расположению в них проводников (коаксиальный, двухпроводная линия)
Начнем с того, что провод может быть выполнен по коаксиальной схеме, то есть когда ось одного проводника совпадает с осью другого, вроде того как это все реализовано в кабеле для подключения телевизионной антенны. Второй вариант, когда общий проводник сигнала представляет собой два независимых, рядом расположенных проводника, с диэлектриком между ними. Вроде тех электрических проводов, которыми мы подключаем наши электроприборы к розеткам и тех, что используются для проводки в нашем доме или квартире.
На самом деле мы сделали это разделение по типам проводов не ради праздного любопытства, ведь от этого также зависит распространение звука (сигнала) в проводе. Но чтобы вас огорошить неизвестно откуда взявшимися выводами, мы все же придержим наш пыл, до лучших времен, когда наши доказательства окрепнут и будут в силе изменить вашу точку зрения. А пока лишь примите к сведению, что практика изготовления тех и других проводов все же имеется. Значит что-то в этом есть…
В первую очередь здесь стоит сказать о том, как формируется электрическое поле от тока в проводе. Некоторые из вас еще помнят правила буравчика, когда при протекании тока (звука) через проводник вокруг него по ходу тока образуется перпендикулярное электрическое поле. (по часовой стрелке). Так вот, как и любое поле, оно влияет на ток. То есть здесь палка о двух концах. Ток создает поле, а это поле также влияет на этот самый ток. Это мы к чему? К тому, что при возникновении такого электрического поля, само поле старается оттянуть ток от центра проводника, так как сила поля будет больше у поверхности проводника. В итоге можно наблюдать очень интересный эффект, так называемый скин - эффект, когда ток будет в проводнике словно притягивать к поверхности проводника. При этом чем больше частота, тем более сильное электрическое поле, тем более явное влияние скин - эффекта будет наблюдаться. И здесь вернемся к сечению проводов.
Если взять коаксиальный провод, то мы будем иметь два проводника с одним мнимым центром, но при этом ток в них будет протекать в разных направлениях. В итоге наложение электрических полей от двух этих проводников в одном кабеле сможет хотя бы отчасти компенсировать (самоуничтожиться) влияние электрического поля на ток, а значит и минимизировать влияние скин эффекта.
Еще одним вариантом борьбы с скин - эффектом может стать и использование плоских проводов, в виде лент. Здесь если даже поле и будет притягивать электроны к поверхности, то ничего страшного не произойдет, так как это по сути и будет вся полезная площадь сечения провода.
В общем-то главный вывод здесь о том, что от сечения кабеля и от расположения проводников в нем тоже кое-что зависит. Мы к этому еще вернемся, так что завтра можете об этом и забыть, но до конца статьи все же помните об этом факте.
Индуктивное сопротивление и влияние электрической емкости на кабель
Вернемся к индуктивности и емкости кабеля, с чего мы и начинали. Что относительно индуктивности, то ею можно явно пренебречь. Ведь свернуть так «в каральку» кабель, чтобы он стал катушкой, на таком коротком расстоянии очень сложно. А если нет катушки, значит и электрическое поле будет не большим. Не значительным. Само собой и обратное его влияние на провод, вернее на электрический сигнал (ток) в нем будет никаким.
С емкостью не все так радужно. Смотрим на формулу.
В ней все зависит от электрической постоянной, которая определяет напряженность электрического поля в вакууме Eo. А вот вторая величина Er (относительной диэлектрической проницаемости), это по сути коэффициент, который как раз и умножается на первый показатель, для определения сравнительного соотношения диэлектрика и непосредственно вакуума. Ну и емкость, конечно же, будет прямо пропорциональна площади и обратно пропорциональна расстоянию.
Здесь подведем небольшой итог по емкости провода.
Чем больше площадь проводов, тем будет больше емкость, чем дальше они друг от друга, тем меньше емкость. Чем лучше диэлектрик, тем опять таки большую емкость можем создать.
Ну и тут получается в итоге так. Чтобы провод был с минимальной емкостью, ведь на кой она нам нужна, то надо провода отнести друг от друга как можно дальше. Но это как назло противоречит тому самому скин-эффекту, вернее тому самому выводу, что для того чтобы его избежать, надо в коаксиальном проводе максимально близко разместить провода между собой. Вот тут и начинается дилемма. Либо теряем на пропускаемой частоте, либо чтобы ничего не терять разносим провода и увеличиваем площадь. Опять же увеличивая площадь, мы автоматически повышаем емкость, а значит их надо разносить еще дальше. А все это надо реализовать в компактной оболочке. В общем, начинается Санта-Барбара…
Собственно скажу честно, я не вхожу в группу специалистов на заводе, которая занимается производством кабельной продукции для аудиоаппартуры. Но определенные проблемы здесь явно на лицо и решать их можно по-разному.
Могу лишь сказать о том, что при смене проводов для акустики с меньшего сечения на большее, очень хорошо заметен эффект увеличения НЧ. И это связано именно с емкостной составляющей кабеля. И тут кому-то может показаться, что басы звучат «красиво», но это совсем не значит, что они там были первоначально. Получается, что добавление сечения уже привносит то, чего не было, а это нехорошо. Тем более нельзя просто так взять и увеличить сечения кабеля на межблочной аппаратуре. Входные сопротивления для первых каскадов большие, в итоге наш кабель с большой емкостью может еще дольше питать их своей излишней емкостью, а значит еще сильнее добавит басов. Для проводов на акустику это не столь критично, здесь сопротивление всего лишь несколько Ом и токи значительные. Емкостная составляющая провода «уйдет» значительно быстрее, но все же тоже будет!
Активное сопротивление в проводе
По мне так это самый не интересный параметр, так как не влияет практически ни на что, разве что на падение уровня силы сигнала. И компенсируется легко, - выворачивание ручки громкости на усилителе погромче. Собственно акцентировать внимание на нем, вследствие подобной особенности не вижу смысла.
Другое при звучании проводов
Оставлю без комментариев случай, когда японцы пишут, что на распространение тока влияет чистота меди. Не особ представляю как сильно это может влияет, кроме как на активное сопротивление, про которое я уже сказал, но то что я не знаю не значит что это го не может быть. А факт этот часто используется для определения характеристики кабеля, как высококачественного. Поэтому я тут про него и упомянул.
Заключение по звучанию проводов
Собственно из всей приведенной информации можно сделать вполне логические и научные выводы, даже не «слушая» проводов вовсе. Влияние на их звучание есть. Некоторые считают его незначительным, некоторые существенным. Здесь надо, наверное, сказать так. Если вы в состоянии переплачивать деньгами, временем, настройкой, подбором проводов звучание вашей аппаратуры путем подбора провода, выбором качественного кабеля, то это хорошо! А нет, так нет!
Ну и еще одно. Вначале я думал что наиболее явственным и существенным, будет влияние кабеля в цепях низкого тока, то есть в межблочных соединениях. Меньшее влияние на звук будет при подключении акустического кабеля к акустике. Однако в моей практике все получилось с точностью наоборот.
Акустические кабели до самой акустики имели большее значение, нежели межблочные.
Мой опыт прослушивания кабелей
Что лично слушал я, о чем могу сказать исходя из собственных ощущений...Далее мое мнение. Не принимал во внимание китайский ноунейм, о нем ни слова.
Межблочные кабели:
Audio-Technica AT6A58 Titan - это худший из того, что мне приходилось слушать за эти деньги. Глухой, все зажато, нет ни намека на какую-то конкретную выборочную частоту воспроизведения. Был в шоке. (примерно 60$)
Audioquest Snake (примерно 20$) - за свою цену очень даже ничего. Играет вполне.
Audioquest Cobra (примерно 100$)- лучшее соотношение цена качество из того, что я слышал.
Acrolink 7n-2070 (примерно 600$) - кабель хорош, замечаний по качеству никаких, но дорогой! Минус еще в том, что не со всей аппаратурой можно использовать, слишком толстые штекеры. Могут мешать друг другу при установке.
Акустические кабели:
Ortofon 6.7N-SPK500 (100$) - достойный начальный уровень. Без конкретных недостатков.
Saec 1000 (120$) - играет лучше чем китайский ноунейм, но до настоящих топов ему далеко.
Ortofon 4500 silver (200$) - весьма и весьма хорош, но лучшее враг хорошего.
Ortofon 7.8N SPK9000 Six (примерно 550$) - расширил весь диапазон воспроизведения по сравнению с просто медными кабелями. Самое лучшее, что мне приходилось слушать.
* - цены приведены за какие примерно удавалось найти кабель в продаже, а не с нуля в магазине.