Шлагбаумы служат для ограничения въезда на определенную территорию. Это может быть и промышленное или коммерческое предприятие, стоянка автотранспорта у многоквартирного дома, или въезд на загородный участок, и т.п. Во многих случаях, шлагбаум используется совместно с воротами.  В дневное время, ворота все время открыты, и основную функцию пропуска выполняет шлагбаум. В ночное время шлагбаум выполняет второстепенную роль, поскольку ворота в это время закрыты.
 При этом шлагбаумы являются хорошей альтернативой воротам, поскольку более экономичны, просты в эксплуатации, компактны.

Типы шлагбаумов

Существует два основных типа шлагбаумов. Это ручные шлагбаумы и автоматические. Как те, так и другие шлагбаумы имеют свои достоинства и недостатки.

Ручные шлагбаумы

Это простой и доступный тип шлагбаумов. Функционирование шлагбаума основано на принципе противовесов. Вес стрелы, перегораживающей проезд, компенсируется противовесом, расположенным с короткой стороны  стрелы. За счет этого, подъем и опускание стрелы шлагбаума, не требует больших физических усилий. Основным недостатком этого типа шлагбаума является необходимость присутствия охранника или другого уполномоченного лица, которое бы производило подъем и опускание стрелы шлагбаума.

Шлагбаум автоматический и ручной
 
К достоинствам ручных шлагбаумов можно отнести простоту и надежность конструкции, легкость обслуживания, отсутствие необходимости подвода питающего напряжения, легкость переноса на другое место. Для полного прекращения движения, например, на ночь, стрела шлагбаума прикрепляется к стойке обыкновенным навесным замком. 
Ручной шлагбаум устанавливается на ровную твердую поверхность, и его основание закрепляется анкерными болтами. Возможно, применения бетонирования основания шлагбаума, но тогда шлагбаум лишается возможности оперативного переноса на другое место. 

Шлагбаум автоматический и ручной

Стрела изготавливается из металла, дерева или прочной пластмассы. Оптимальный вид сечения стрелы  - круглое. При использовании такого сечения, ветровая нагрузка на стрелу и шлагбаум, в целом, минимальна. 
 Конструкция шлагбаума покрывается прочной порошковой краской, а стрела, дополнительно, обрабатывается светоотражательной краской. Основные места применения ручных шлагбаумов, это те места, где затруднен подвод электричества для установки автоматических шлагбаумов.

Автоматические шлагбаумы
 
Автоматические шлагбаумы выполняют те же функции, что и ручные, т.е. контролируют въезд и выезд автотранспорта на определенную территорию. Но, алгоритм работы автоматических шлагбаумов, несколько отличается от алгоритма работы ручных шлагбаумов. В последнем случае, ответственность на въезд\выезд  автотранспорта полностью лежит на охраннике - операторе. При использовании автоматических шлагбаумов, он используется по следующим алгоритмам.
1. Пропуск постороннего автотранспорта осуществляется также охранником, после проверки документов, но уже с помощью дистанционного управления, к примеру, кнопки управления шлагбаумом. Это может быть кнопка установленная локально на пропускном посту, либо шлагбаум может быть открыт закрыт с помощью мобильного радиопульта

Шлагбаум автоматический и ручной
 
2. Второй вариант проезда через автоматические шлагбаумы, происходит, когда через шлагбаум проезжает автомобиль, принадлежащий данной компании, или хозяевам загородного участка, если у них установлен автоматический шлагбаум.
Шлагбаум автоматический и ручной

Для проезда используется специальный брелок (магнитная карточка), передающий сигнал на управляющее устройство, (для карточки происходит считывание кода с магнитной полосы) после чего происходит подъем стрелы, а после проезда автомобиля, ее автоматическое опускание. При этом автоматические шлагбаумы снабжены комплексом датчиков, которые не позволяют стреле шлагбаума опускаться, если, по каким-то причинам, не закончен проезд автотранспорта в течение определенного промежутка времени. Это значительно повышает безопасность проезда через шлагбаум, и исключает влияние «человеческого» фактора на возможность повредить кузов автомобиля при проезде.  
 Автоматические шлагбаумы представляют собой устройство, состоящее из силового механизма, состоящего из электродвигателя, редуктора и балансировочных пружин, управляемого блоком электронного управления.
Стрела изготавливается из легкого алюминиевого сплава, оборудованного резиновыми демпферами, и светоотражающими наклейками. В большинстве случаев, используется гидравлические механизмы для поднятия\опускания стрелы. В верхней и нижней точках нахождения стрелы, предусмотрено замедление ее движения.

Шлагбаум автоматический и ручной
 
К достоинствам автоматических шлагбаумов относится надежная работа силового механизма, широкий диапазон рабочих температур (некоторые модели шлагбаумов оснащаются термодатчиками и нагревательными элементами, что позволяет им работать при температурах ниже 40 градусов Цельсия), долгий срок службы, дистанционное управление.  

Шлагбаум автоматический и ручной

Но, как говориться, недостатки – это продолжение наших достоинств. К недостаткам автоматических шлагбаумов следует отнести то обстоятельство, что могут они могут устанавливать только там, где есть возможность подключение к электросети. Причем, к надежной электросети. Перебои питания, или его отсутствие не позволяют надежно работать этим устройствам. Кстати, при программировании автоматических шлагбаумов, всегда необходимо задавать положение стрелы «открыто», при отключении питания. Для этого устанавливается небольшой аккумулятор, позволяющий поднять стрелу при пропадании питания.

Шлагбаум и его цена

Шлагбаум автоматический и ручной

 Здесь как и везде все будет зависеть от ваших желаний и возможностей. Ручной шлагбаум может быть собственного производства или заказан в фирме которая вообще не специализируется на производстве и поставки шлагбаумов, так как фактически это только всего лишь система запирающей балки и противовеса установленная на столбе. Стоимость самой простой конструкции при этом обойдется порядка 400 долларов.
 Для автоматических шлагбаумов цена ничинается от 800 долларов и доходит до 2500 тысяч долларов, все зависит от автоматики прилагаемой комплектом к шлагбауму, а также от возможности перекрыть определенную ширину, то есть от вылета перекрывающей балки. Чем длинее балка и большее расстояние она может перекрыть, тем более мощный редуктор и двигатель должен быть установлен для ее управления. Как правило возможность перекрывать определенную длину заложена в серии шлагбаума, первая цифра указывает на количество полных метров перекрываемых данным шлагбаумом. Так бывают шлагбаумы 2, 3, 4, 5, 6, 8 метров и их длина доходит до 12 метров.
 Также на цену влияет и величина интенсивности использования шлагбаума. Она может быть: 30%, 50%, 70%, 80%, 100%. Самый высокий уровень использования – это 100 %, такие шлагбаумы используются на промышленных предприятиях, оптовых базах, крупных паркингах, там, где предусматривается интенсивное движение. Чем выше интенсивность, тем выше цена шлагбаума. Если с целью экономии средств выбрать более дешевый шлагбаум, который не сможет справиться с реальной нагрузкой, то подъемный механизма шлагбаума быстро выйдет из строя. Так для частного дома подойдет и 30 %, а вот уж на предприятии - это все 100.