Очередная наша статья предназначенная для любителей - меломанов и написанная таким же любителем. Будет она о балансном подключении между блочными компонентами нашей аудиосистемы. Прежде всего, мы поговорим о том, что такое балансное подключение, зачем оно нужно, а также о целесообразности его подключения и о видах используемых стандартных штекеров для его осуществления.
Помехи с которыми мы боремся
Не секрет, что передача сигнала как внутри аппаратуры, так и между ее блоками должна происходить не только с минимальными потерями, но и с минимальными наводками, то есть с помехами, образуемые от всепроникающих магнитных волн. Так вот экранирование, которое порой призвано минимизировать эти помехи, не всегда помогает в этом случае.
Иногда, мы просто поставлены перед такими условиями, что экранирование просто не в состоянии абсолютно решить задачи с подавлением помех, от наводок магнитных волн. Ну, например, представим себе длинный кабель в студии, между микрофоном и предварительным усилителем. Так такое подключение может достигать нескольких метров, при этом проводимый сигнал составляет всего несколько мВ. Из этого становится ясно, что в таких условиях наш проводник соберет множество «существенных» для него помех. Такими помехами можно было пренебречь, если сигнал был несколько В, а нагрузка имела незначительное сопротивление. В этом случае, развиваемая мощность источником была бы несоизмеримо велика, по сравнению с мощностью помех образуемых в проводе. Например, такой случай применим для подключения акустики. Но мы сейчас говорим о низковольтном сигнале и проводе со значительной длиной.
Итак, мы понимаем, что такой провод «наберет» множество помех, которые мы совсем не желаем слышать, тем более еще и усиленными, впоследствии. Именно такую задачу и призвано разрешить балансное подключение.
Исключение помех при помощи балансного подключения
Суть балансного подключения сводится к тому, что при передаче сигнала участвует две его составляющие, вернее сигнал отправляется дважды, но оппозитно, относительно друг друга. Чтобы вам было лучше понятно о чем идет речь, необходимо взглянуть на картинку.
Так, подаваемый сигнал, в первом случае (обычное подключение) имеет свою обычную гармоническую функцию. Во втором случае, сигнал искусственно отправляется с исходным, но при этом имеет противоположное по знаку значение, относительно исходного. Что из этого мы имеем? Так для исходного и оппозитного сигнала физические законы не меняются и как в том, так и в другом случае сигналы «набирают» свои «законные» помехи. При этом помехи будут для каждой из функций также противоположны, как и сами сигналы. В итоге, когда оба из этих сигналов приходят в аппаратуру, которая поддерживает балансное подключение, то оппозитный сигнал приводится в соответствие со знаками исходного, то есть «переворачивается» относительно оси координат и складывается с исходным. В этом случае, если у нас была помеха увеличивающая сигнал, то на оппозитном сигнале, это будет помеха уменьшающая его значение. В итоге, при их сложении мы получим правильную гармоническую частотную функцию, так как помехи «съедят» друг друга. Вот в принципе и вся суть балансного подключения.
Штекеры для осуществления балансного подключения в аудиосистеме
Обычно для балансного подключения используются проводники с 3 жилами и экранирующей оплеткой, в крайнем случае с 2 жилами и экранирующей оплеткой. Все это связано с тем, что балансное подключение должно обеспечивать 2 замкнутые цепи, а для этого нужно минимум 3 провода и то при условии, что «земля» у соединений будет общая. Обычно такие штекеры имеют обозначение XLR. Их схема подключения между блоками реализуется следующим образом
Внешне такие штекеры выглядят вот так …
Буква «X» в аббревиатуре XLR определяет серию (до этого ITT Cannon выпустила серию разъемов, названия которых начинались с буквы «U»), «L» означает «Latched» («с защёлкой»), «R» — Resilient polychloroprene («эластичная резина синтетического происхождения») — материал, из которого изготовлена защищающая соединение кольцевидная прокладка на коннекторе «мама». Выпускалась также серия XLP, где буква «P» означает «Plastic» («пластик»), ничем не отличающаяся от серии XLR кроме используемого материала защитной прокладки — твёрдого пластика.