Пластинка – игла на виниловом проигрывателе представляют собой связанную механическую систему. Впрочем, как и весь проигрыватель в целом. Однако именно система игла-пластинка является «первым рубежом» влияющим на звук, на его прохождение, на воспроизведение, на качество, на частоты... Влияние это порой настолько значительно, что используя очень дорогой проигрыватель, высококлассную головку, можно остаться ни с чем, если это все не настроено должным образом. А что такое «должным образом»? Какие силы участвуют в процессе звуковоспроизведения, каковы они должны быть, в частности их направления и значения? Об этом в моей статье.
Для того чтобы понять насколько все не просто, то есть то о чем мы говорим, это не только теория, но и практика, стоит взглянуть на любопытнейшую картинку.
Вот так при значительном увеличении выглядит пластинка и иголка, которая скользит по ней. Теперь вы видите, какие горы, перевалы и крутые объезды приходится преодолевать игле на пластинке. А отсюда и возникают силы, бросающие иглу то вверх, то вниз, то в стороны. Начну с описания прижимной силы иглы. Эта сила наиболее важная, так как ее влияние наиболее заметно.
Установка проигрывателя
Первоначально перед настройкой всех сил для иглы выставляем проигрыватель так, чтобы стол проигрывателя находился параллельно плоскости земли. Выставить стол можно при помощи маленького уровня и регулировкой ножек проигрывателя.
Прижимная сила иглы на проигрывателе винила (tracking force)
Прижимная сила, это сила возникающая на конце трубке тонарма, а еще точнее, в точке соприкосновения иглы с пластинкой и действующая по вектору перпендикулярному поверхности пластинки. Значение этой силы можно настроить путем перемещения грузика на «хвосте» тонарма ближе или дальше, относительно точки опоры. Если груз притягиваем ближе к точке опоры, то тем самым увеличиваем силу, если дальше, то уменьшаем. Такая регулировка похожа на случай с детскими качелями во дворе, когда на них качаются дети. Чуть один из детей сдвинется к центру или от него, или вовсе спрыгнет, то тут же это почувствует и другой…
Рекомендуемое номинальное значение силы обычно прописано в инструкции к головке. Измеряется сила с точностью до десятых граммов и контролируется с помощью чувствительных и точных весов, обычно специализированных. Вроде того...
Если вы потеряли инструкцию от вашей головки, и не знаете какую необходимо выставить прижимную силу, то можно посмотреть характеристики для головки в интернете, в крайнем случае, выставляем силу порядка 1,6-2,0 грамма. Обычно именно в этом диапазоне выставляется прижимная сила для большинства головок виниловых проигрывателей.
Что будет если не настроить силу, то есть если она выбьется из этого диапазона? Здесь все просто и логично. При силе меньшей минимальной, иголка будет стараться чуть подлететь, вырваться из канавки, само собой такое низкое качество контакта скажется и на звуке. В этом случае очень заметно упадут низкие частоты, то есть будут почти отсутствовать. Возможно даже кратковременное пропадание звука или перескакивание иголки из одной дорожки пластинки в другую. Причем это перескакивание не будет связано с чистотой пластинки, то есть с наличием на ней какого-либо мусора или дефектов провоцирующих этот самый перескок с одной дорожки на другую.
А вот при превышении tracking force (прижимной силы) будет заметное снижение высоких частот, кроме того износ пластинки и иголки увеличится в разы. Не буду говорить насколько, но это произойдет наверняка. Так что в превышении этой силы тоже ничего хорошего нет.
Если резюмировать по поводу значения прижимной силы, то она наиболее важная. От нее зависит 95 процентов качества звука, можно условно сказать и так. Поэтому выставлять и контролировать прижимную силу на проигрывателе необходимо регулярно.
Сила противоскольжения (anti skating force) для иглы на проигрывателе винила
Это сила возникающая в точке соприкосновения иглы с пластинкой и действующая по вектору направленному от центра пластинки (оси шпинделя) и проходящему через точку соприкосновения иглы с пластинкой. По сути появление этой силы на игле провоцирует эвольвента звуковоспроизводящих канавок, которая меняет свой радиус от края пластинки к центру. При вращении пластинки, канавка пытается сместить иглу, а вместе с ней весь тонарм. В итоге, если не было бы компенсации этой силы (anti skating force), то игла все время находилась бы в неопределенном состоянии. Ее бы то подталкивало на один бортик канавки, то бы она возвращалась на другой.
В этом случае сила противоскольжения пытается найти баланс для положения иглы в канавке, если смотреть на поперечный разрез от центра пластинки к ее краю. Значение этой силы выставляют точно такое же как и для прижимной силы. То есть если поставили 1,5 грамма, то тоже ставим 1,5, если же 2, то ставим 2.
На самом деле значение этой силы не столь явственно влияет на звук, как значение прижимной силы, про которую я рассказывал ранее. Самое страшное, что может быть, так это смещение уровня воспроизведения по каналам. Если это заметно, то соответственно регулируем баланс уменьшением либо увеличением этой силы.
Собственно регулировка силы противоскольжения осложняется еще и тем, что она сама по себе меняется во время проигрывания на пластинке, ведь радиус эвольвенты меняется, а вместе с ним меняется и скорость в точке соприкосновения иглы и сила "утягивания" иглы с тонармом в сторону. Поэтому даже если и выставить все очень точно и верно, по среднему положению на пластинке, то в конце пластинки или начале мы получим все равно некорректные значения для этой силы.
Настройка сил (прижимная и сила противоскольжения) на проигрывателе винила
Настойка сил производится на тонарме, путем перемещения груза по "хвосту" тонарма для прижимной силы и подстройкой с помощью колесика, либо подбора груза (для тонарма на картинке с ниткой) для силы противоскольжения.
Подводя итог…
Конечно, нашу статью нельзя по настоящему назвать статьей о настройке проигрывателя винила. Ведь в ней не было ни о том как выставить проигрыватель, как установить головку на шел… Если быть объективными, то статья более о действующих и рабочих силах, возникающих при проигрывании пластинок и в конструкции тонарма. При этом, такая информации тоже ценная и обязательная к принятию ее во внимание. Так скажем, что написать одну большую статью обо всем и сразу будет не то что сложно, а даже не нужно и невозможно! Ведь в этом случае все свалится на ваши головы скопом и разом, что быть может ни к чему и лишь внесет некую сумятицу. Лучше все же всё постигать постепенно и шагами, а понимание что откуда и зачем, придет само, с опытом и с изучение других статей из нашей рубрики про винил. А здесь все-таки было много полезной и основной информации для начинающего держателя проигрывателя винила.